четверг, 11 июня 2009 г.

Завещание Оруэлла


На днях исполнилось 60 лет со дня выхода в свет романа Джорджа Оруэлла "1984".

Оруэлл стал интеллектуальным лидером левых своего поколения еще задолго до "Скотофермы" и "1984". Непререкаемый авторитет он привез из Испании, где был тяжело ранен на фронте под Арагоном и едва избежал ареста сталинистами. "Скотоферма" и особенно "1984" вызвали недоумение и споры среди людей, симпатизировавших Советском Союзу и, в продолжение этой симпатии, коммунистическим и левым партиям - и вообще взглядам в своих странах.

Роман был расценен как прямая атака на социализм, на британскую лейбористскую партию, проводившую в то время широкую программу социальных реформ. Это мнение особенно было сильно в США, где быстро усиливались антисоветские, антикоммунистические настроения. Объединенный профсоюз рабочих автомобильной промышленности Америки обратился с просьбой к Оруэллу объяснить, в чем состоял его замысел. Ответ тяжело больной, умиравший от туберкулеза писатель продиктовал своему издателю. Насколько известно, это его последнее официальное заявление, своего рода завещание.

"Мой роман "1984" не направлен против социализма или против британской лейбористской партии... Я не уверен, что такое общество, которое я описываю, неизбежно наступит в будущем, но я уверен (конечно, с поправкой на сатирический характер книги), что нечто похожее может наступить. Я считаю также, что идеи тоталитаризма пустили свои корни в умах интеллигенции по всему миру, и я попытался довести эти идеи до их логического завершения".

Сказано, кажется, вполне ясно. И всё же споры о том, "за кого" или "против кого" Оруэлл, продолжаются до сих пор, даже после окончания "холодной войны".

Юбилейное издание "1984" выходит 2 июля в издательстве "Харвилл Секер" (Harvill Secker).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...