пятница, 20 ноября 2020 г.

Бах. Спор скрипки и гобоя. Вот это.

Когда-то сто пятьсот лет назад я решил заняться самообразованием, в том числе музыкальным. 

Поехал в "Мелодию" на Калининском (Новом Арбате). На первом этаже какой-то шум-гам, облади-облада, пошел на второй. 


Там — классика. Долго перебирал. 


Какой-то иностранец рядом набрал огромную стопку. Посмотрел — Мравинский, Светланов, Рождественский, Кондрашин, Жемчужин. Причем каждый диск иностранец вынимал и вертел на свет. "Мелодия" пачковала иногда с царапинами.


Я никак не мог выбрать. Вроде знакомо, вроде нет.


Девушка-блондинка за прилавком наконец обратила на меня внимание. 


— Так вы что-то конкретное ищете?

— Не знаю, что-то такое. Чтобы... ну...


Тут я густо покраснел. Было мне, наверное, лет четырнадцать.


— А! Тогда вот это возьмите.


И поставила послушать "вот это". Там тогда можно было послушать диск перед покупкой. Даже кабинки были с наушниками. А продавцы могли прямо на прилавке поставить диск.


Девушка выбрала для меня "вот это". Концерт для гобоя и скрипки И.С.Баха (на другой стороне там был концерт для двух скрипок с оркестром).


Я еще гуще покраснел и взял.


С тех пор так и осталось среди самого любимого. А может самое-самое. 


Когда приходит генерал Чарнота, после второго-третьего кона я завожу.

И Чарнота куда-то отваливает.


Но я о другом. 


У каждого такое наступает: думаешь, зачем? для чего? и кто виноват? да я же и виноват? и что же все это такое? 

И может, 

когда-то 

где-то 

с кем-то 

должно было, а не стало, 

а должно было, 

а нет, 

ни я, ни она, 

не узнали, 

не поняли? 


Тут снова приходит Чарнота. 

А ты ему — гобоем со скрипкой.

Чарнота подтягивает кальсоны и уходит. "А вы — игрок!"


Но я о другом.

Послушайте "вот это". 

Гобой - мужчина, а не женщина, как многие часто думают.

Скрипка - женщина, а не мужчина, как многие думают.

Женщины сильнее.

Здесь они спорят. Мужчина и женщина.


— Ты меня не любишь

— Нет люблю

— Нет, не любишь, и никогда не любил

— Нет, люблю, и всегда любил

— Тогда что ж ты?

— Что же я, что?

— Любишь, не любишь, одно и то же

— Нет, не одно и то же, ну как же


А оркестр тоже спорит:


— Нет, не любит, — поют скрипки

— Да нет, любит, — откликаются виолончели и принимаются кудахтать пиццикато.

— Да перестаньте вы! — возмущается позади всех клавесин. — И вообще она любит другого.


Но его, клавесин, никто не слушает. Все рядят: любит, нет, не любит, и вобще, какой гад. Все мужики сволочи, кричат скрипки. А бабы кто, отвечают виолончели. Альты не знают, чью сторону занять. Так просто гундят.


В последней части концерта женщина снова кричит своему мужчине: 


— Так что? так и будем? ни туда ни сюда? И что ты вообще от меня хочешь? А? А? Ну скажи?

— Да ни ничего я от тебя не хочу! — поет гобой. — Я хочу тепла, я хочу быть рядом с тобой. Я хочу твоего тепла. Мне не так много надо.

— И все? — поет скрипка.

— И все, и все, и все, разве этого мало? разве этого мало? — отвечает гобой.

— И все, — отвечает скрипка. И плачет.


Потом все кланяются. Вроде извините мол.

 

И никто, мне кажется, не читал так эту вещь Баха. Ну и пусть.


Ну я не знаю. Может, мы больше бы любили друг друга, если бы мы фехтовались гобоями и скрипками, а не чем-то другим? А? 


Вы как хотите, а я до сих пор краснею. Вы за кого, за гобой или за скрипку?


Бах, концерт для гобоя и скрипки, BWV 1060 (1736 г.)

Здесь Лиза Батиашвили и Франсуа Лелё играют эту вещь. (кто не знает, они давно женаты и вместе играют)


©А.Аничкин/Тетрадки.
Подписывайтесь на наше издание, достаточно вписать адрес мейла в окошке подписки наверху страницы слева.  
Приглашаем поддержать "Тетрадки" материально через PayPal (см.кнопку вверху справа). Всего сто рублей/1,5 евро/50 гривен серьезно помогут продолжать выпуск "Тетрадок"!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...