понедельник, 11 февраля 2013 г.

О приводных ремнях и винтиках. (Волин на журфаке).

Свобода печати в мире ("Репортеры без границ").

Замминистра связи и массовых коммуникаций России А.К.Волин на журфаке МГУ рассказывал профессорам и студентам о том, что такое печать и кто такие журналисты. (видео клип в конце блог-поста)

Среди прочего он сказал:

"Задача журналиста — зарабатывать деньги для тех, кто его нанял".
"Для того, чтобы пропаганда была эффективной, она должна идти по каналам, имеющим спрос у аудитории, а, значит, она все равно должна идти по коммерчески успешным каналам."
"Нам четко надо учить студентов тому, что, выйдя за стены этой аудитории, они пойдут работать на дядю. И дядя этот будет им говорить, что писать и что не писать. И как писать о тех или иных вещах. И дядя имеет на это право, потому что он ему платит."
"То, что я сказал, может нравиться, может не нравиться, но это объективная реальность, такова жизнь. И другой [другого] у вас не будет".

Даже если не спорить о том, кто растит хлеб, лошадь, тянущая соху, пахарь, идущий за сохой, или дядя, который его нанял, — что-то мне показалось знакомым в выступлении.

Может, вот это:
«
...мы должны сказать вам, что ваши речи об абсолютной свободе одно лицемерие. В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть "свободы" реальной и действительной. Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? от вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в романах и картинах, проституции в виде "дополнения" к "святому" сценическому искусству? Ведь эта абсолютная свобода есть буржуазная или анархическая фраза (ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность).
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания.
»
Не знаю, проходят ли этот текст сейчас на журфаке, мы в свое время штудировали. Кто не помнит, это отсюда, В.И.Ленин, "Партийная организация и партийная литература".

А как обходятся с журналистами, зарабатывающими деньги для дяди, описал в другом классическом произведении старший коллега Ленина, журналист Иван Тургенев ("Стихотворения в прозе", отсюда):
«
КОРРЕСПОНДЕНТ

Двое друзей сидят за столом и пьют чай.

Внезапный шум поднялся на улице. Слышны жалобные стоны, ярые ругательства, взрывы злорадного смеха.

— Кого-то бьют, — заметил один из друзей, выглянув из окна.

— Преступника? Убийцу? — спросил другой. — Слушай, кто бы он ни был, нельзя допустить бессудную расправу. Пойдем заступимся за него.

— Да это бьют не убийцу.

— Не убийцу? Так вора? Всё равно, пойдем отнимем его у толпы.

— И не вора.

— Не вора? Так кассира, железнодорожника, военного поставщика, российского мецената, адвоката, благонамеренного редактора, общественного жертвователя?.. Все-таки пойдем поможем ему!

— Нет... это бьют корреспондента.

— Корреспондента? Ну, знаешь что: допьем сперва стакан чаю.

Июль, 1878
»


8 комментариев:

  1. NadyaPommier18:00

    Это уже не дурной сон, это просто какой-то кошмар, Александр.
    Скажите, вам не кажется что с этими людьми происходит что-то странное?

    ОтветитьУдалить
  2. Кажется.
    Утешает, конечно, что "сообщество возмущено", но слабо. 
    Он ведь повторил то же, что Путин не раз говорил: раз в собственности государства газета или канал, значит, что государство (прием, читай: правительство) скажет, то и говорить-писать должны. И искренне верит, что так оно и есть. 
    Волин, правда, еще абсурднее сформулировал. По мне, так это явно "казус дефенестратти" - повод выбросить в окно (уволить), но ведь не будет этого.
    В мое время, конечно, мы учили про партийность, но партийность понимали как "для людей", уже не столько классовый, сколько общегуманистический подход был, bien public.
    А тут опять мурло полезло, че ты тут права качаешь, больше всех надо шта ли.

    ОтветитьУдалить
  3. NadyaPommier20:11

    Александр, мурло, согласна.
    Только теперь это, кажется, норма.
    Я даже не знаю, как с ними общаться. Вроде бы надо, чтобы не создавать картину всеобщего одобрямса, но так неприятно, так неприятно! 
    Печально это все.
    А мне как раз прямо сейчас говорят, что политики не существует. На той территории, видимо, и правда не существует :(

    ОтветитьУдалить
  4. да я тоже не знаю. Осталось несколько друзей со старых времен, которых можно спокойно расспрашивать, что и как. И те говорят: а никто никого не слушает, все кричат свое, чаще нелепое, и - никто не слышит друг друга. В этом смысле, наверное, да "политики не существует". Политика - это ведь, когда дебаты, обсуждения, аргументы и контр при том, что тут же за дверью тебя не огреют по кумполу ломиком.
    Я, правда, давно не был, по интернетам и печати все-таки лучше не судить.

    ОтветитьУдалить
  5. NadyaPommier21:00

    Александр, а  у меня тогда такой вопрос: почему не судить по интернету и печати?
    Тогда надо допустить, что люди пишут не то, что думают, и спросить почему.
    И тогда вообще засада.
    Но при этом все равно можно очень даже судить, разве нет?

    ОтветитьУдалить
  6. Можно, конечно, судить.
    Только, мне кажется, с поправкой на "колдовство". Знаете, есть шотландское имя, для девочек, Сенга? А это Агнес наоборот. То есть, чтобы отогнать злых духов, как бы со мной чего такого не сотворили, придумывают наоборот, еще хуже, чем есть на самом деле. Так и с интернетами - пишут хуже, чем есть на самом деле,  чтобы, не дай бог, так и не случилось. Я преувеличиваю, конечно, но все же.В 80-е у меня с дочкой несчастный случай был, я тогда в Японии работал. Оперировали, восстановление, я два с лишним года без отпуска на родине, а на родине - перестройка, Чернобыль и все такое, пресса пугает, подружки не советуют. Думал, может, не ехать. А приехали - так здорово! Я вот об этом.Да, я все забываю вам предложить, если когда есть настроение поболтать звоните в скайп a.anichkin. А то не знаю, произойдет ли "развиртуализация".

    ОтветитьУдалить
  7. NadyaPommier22:11

    Александр, я ничего не знаю про колдовство. Мне кажется, что люди оценивают ситуацию адекватно самим себе. 
    Мне в перестройку жилось прекрасно. Но многие и правда потерялись в том времени и переживают его до сих пор как кошмар (и отсюда принятие нынешнего положения вещей, лишь бы не было ка тогда).
    Если оставить в стороне тех, кто в интернете на зарплате - то останется только реальная оценка или страх.
    Я помню у себя дискуссию на эту тему - там был либо страх, либо страх в квадрате, отрицание самой возможности подобных страхов (и потом выяснилось что в реальности человек врет сам себе).
    Как-то так.
    (и да, давайте уже развиртуализирваться, только Скайпа у меня нет, что если по телефону? Как в старину? :) ) 

    ОтветитьУдалить
  8. я мейл сейчас пошлю. А скайп рекомендую, бесплатно, всегда и с видео.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...