понедельник, 23 октября 2017 г.

Комиссары, бабушки, евреи и революция.


(к 100-летию Октябрьской революции)

Две истории про бабушек и революцию. Рассказывает Екатерина Мишина.

Е.Мишина
Фото: Дм.Столяров

Я свою родную бабушку Гиту Иосифовну никогда не видела, она умерла за много лет до моего рождения. Знаю, что была очень умной, судя по сохранившимся фотографиям — красивой нестандартной красотой. Один глаз слегка косил, взгляд получался немного ведьминский.

А еще знаю, что когда дед-белорус решил на ней жениться, белорусская родня этому не обрадовалась до такой степени, что многие прекратили с ним общаться. В конце 1940-х гг. дед с бабкой и детьми переехали в Москву, и на рынок пришлось ходить ему: бабушку там обзывали жидовкой и кидали в нее гнилыми помидорами. 

Меня воспитывала ее родная сестра, обожаемая бабушка Поля. И слово "еврейка" я услышала впервые, когда бабушка Поля на улице разговорилась с какой-то женщиной, и та, косясь на меня, тихо сказала: "Я еврейка". Бабушка ответила, что она тоже еврейка, и какое-то время они тихо о чем-то говорили. 

По дороге домой я спросила, что такое "еврейка". 

— Вырастешь — поймешь, — сказала бабка. Я выросла. И поняла.

***

Вторая бабушка, Лидия Даниловна, была из рода Агарковых, единственная из всей семьи чудом уцелела во время гражданской войны. И к ним на Орловщину в 1923 г. приехал строить социализм мой будущий дед, красноармеец с тремя классами церковно-приходской школы в активе. Увидел барышню, дворянского недобитка, и начал красиво ухаживать: достал пистолет и изложил имеющиеся варианты — сочетаться браком или пулю в висок. 

Бабка выбрала второй вариант и вышла замуж, а работать ей пришлось в одной из исправительно-трудовых  колоний для несовершеннолетних правонарушителей. В такие колонии очень стремились попасть и взрослые правонарушители — пайка была там чуть получше. В колонии, где бабка работала, был свой пионерский отряд, в котором попадались великовозрастные небритые пионеры в наколках. Иногда по ночам эти пионеры совершали набеги на окрестные сельпо и на утреннее построение выходили опухшие и похмельные. 

Когда семья в итоге переехала в Москву, бабка пошла работать штамповщицей на швейную фабрику. И никто, похоже, не спрашивал у нее, за большевиков она или против. А она не говорила. 


©Е.Мишина, подготовка публикации ©А.Аничкин/Тетрадки. Следующий выпуск записок Е.Мишиной выйдет в "Тетрадках" 26 октября 2017 г.  Другие записки смотрите в "Тетрадках" по этикетке (тегу) "Мишина".
Подписывайтесь на наше издание, чтобы не пропускать её яркие рассказы.  Достаточно вписать адрес почты в окошке подписки наверху страницы справа. 
Приглашаем поддержать "Тетрадки" материально через PayPal (см.кнопку вверху справа). Всего сто рублей/1,5 евро/50 гривен серьезно помогут продолжать выпуск "Тетрадок".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...